Феномен паломничества почти так же стар, как история человечества. На протяжении веков оно присутствовало не только в христианстве, но и во многих других религиях, где оно играет важную роль и является прочной традицией религиозных практик. Обширную историю паломничества представителей других конфессий часто упускают из виду, хотя они во многом схожи с христианскими паломничествами. Многие религии рассматривают паломничество к святым местам как обязанность каждого верующего, другие считают его одной из возможных форм благочестия.
Паломничества в иудаизме
История паломничества в традиции Израилявосходит ко временам Авраама, которому Бог повелел покинуть Ур Халдейский и отправиться в Ханаан. Послушание Авраама стало образцом для иудеев, христиан и мусульман. Благодаря своему подчинению и преданности воле Божией Авраам считается отцом веры и дает всем верующим осознать, что у них общий Бог. С тех пор было создано множество культовых центров и мест паломничества, освященных присутствием Бога и событиями истории народа Израиля. В еврейской традиции есть четыре священных города:
- Хеврон;
- Сейф;
- Тверия;
- Иерусалим.
Однако центральным и единственным святилищем, к которому совершали паломничество евреи, был храм в Иерусалиме. На это повлиял царь Давид, который принес в город Ковчег Завета и поставил его на святом холме Сиона, а его сын Соломон построил храм, в котором поместил Ковчег. Паломничество стало обязанностью всех взрослых израильтян мужского пола. Каждый из них должен был предстать перед Богом в течение года в праздники Пасхи, Седмицы (Пятидесятницы) и Кущей.
Первоначально Песах был великим праздником паломничества, во время которого евреи приезжали в Иерусалим, чтобы отпраздновать Исход из египетского рабства. Затем паломники принесли в храме кровавую жертву агнца. Через пятьдесят дней после Пасхи происходит Праздник Седмицы, во время которого во времена Храма паломники приносили Иерусалиму первые урожаи. Праздник кущей, называемый Суккот, — праздник, отмечаемый по случаю сбора фруктов и приготовления вина. Во время празднований верующие строят палатки, в которых живут и принимают пищу (подробнее: https://qyzmetsayahat.kz/)
Как было принято в каждой благочестивой еврейской семье, в возрасте двенадцати лет Иисус и его родители отправились в Иерусалим на ежегодное празднование Пасхи. Он также несколько раз ходил туда со своими учениками. Это прекрасно иллюстрирует, как ветхозаветные паломничества нехристианских религий повлияли на формирование христианских традиций паломничества.
После того, как римляне разрушили храм в 70 году нашей эры, культ был перенесен в синагоги и молитвенные дома. Только Стена Плача, известная как Стена Плача, существует до сих пор и до сих пор является святейшим местом и местом паломничества евреев со всего мира. В настоящее время евреи чаще всего совершают паломничество в Иерусалим во время праздников, особенно во время, так называемого «Десять дней покаяния», которые предназначены для молитвы, раскаяния в совершенных грехах, покаяния и очищения.
Важную роль также играют паломнические центры, связанные с могилами выдающихся раввинов и цадиков. Некрополем, наиболее часто посещаемым паломниками, является кладбище на Елеонской горе в Иерусалиме. Пунктом назначения паломников также является Мавзолей Патриархов в Хевроне и гробница Авраама.
Паломничества в Исламе
Правоверный мусульманин обязан по закону Корана усердно исполнять пять столпов ислама: исповедовать веру в Единого Бога, совершать пятикратную молитву в день, поститься в месяц Рамадан, обязательную раздачу милостыни бедным и нуждающимся, совершать паломничество в Мекку «мра ажылы«, священный город ислама. Первые четыре обязанности абсолютно необходимы, и из них нет исключений. Обязанность совершить паломничество в Мекку носит условный характер.
Это означает, что каждый мусульманин должен хотя бы раз в жизни совершить паломничество в священный город, если он физически здоров, здоров телом и духом и если его финансовое положение позволяет это. Люди, которые не могут участвовать в паломничестве в Мекку, могут послать замену от своего имени, подробнее https://qyzmetsayahat.kz/hadj.
Здесь отчетливо видны различия между паломничеством нехристианских и христианских религий, причем в случае последнего путешествие к святым местам является не обязательным, а добровольным. Закон запрещает женщинам совершать паломничества без опекуна-мужчины. Из-за уникальной важности и освященности Мекки для исламской традиции, последователям других религий не разрешается оставаться там.